На дороге часто
встречаются двое: водитель и ребенок - пешеход. Один на водителя учился, сдавал
экзамен, проходил медицинскую комиссию. Второй - дитя, еще не созревшее для
жестких требований дорожного движения, ведь на пешехода не учат, экзамены
не принимают, профотбор не проходят.
Ясно, что
львиная доля нагрузки, моральной ответственности ложится именно на водителя.
Ему необходимо уметь избегать наезда на ребенка. Знать его типичные ошибки и
быть готовым компенсировать их за счет своего опыта.
А настоящие водители делают это ежедневно!
В поле зрения
опытного водителя всегда не только проезжая часть, но и «окрестности»,
откуда может прийти опасность. Из магазина справа на тротуар вышла
женщина с маленьким ребенком. Малыш пытается «освободить» свою руку из
руки мамы, вертится, выкручивается. Водитель берет пару «мама- сынишка» под
пристальное наблюдение: интервал от тротуара - больше, скорость - поменьше,
нога на тормозе, в голове постоянное ожидание опасности: а вдруг
вырвется? Так и есть! Мальчик вырвался и оказался на проезжей части. Но
водитель был наготове, и ребенок был спасен. У детей нет жизненного опыта, нет
навыков элементарного самосохранения, самозащиты. Но есть неукротимая жизненная
энергия.
Конечно, не
всегда удается спасти ребенка. Порой водитель бывает бессилен.
Но главные
ошибки детей стоит запомнить. Их все можно было бы назвать так «Не -
ответственное наблюдение».
Три
главных причины не обнаружения опасности детьми:
-
выбегание из-за стоящих машин и других помех обзору;
- сужение угла
бокового зрения при концентрации заинтересованного внимания на объекте впереди
ребенка или на другой стороне дороги;
- понижение
внимания, выход, выбегание на проезжую часть, не оглядевшись по сторонам.
Наблюдая
за поведением людей у светофора, замечаешь, как отличается реакция на единый
для всех по значению сигнал, в данном случае - красный свет светофора, и как он
зависит от поведения других людей. Если в голове толпы несколько человек
остановятся, то обычно так же поступают и все остальные. Маленький ребенок
чувствует себя надежно только в полном согласии с матерью. Чувство уверенности
и доверия - одна из простых его потребностей. И не ставим ли мы под удар это
доверие своим ежедневным беспринципным поведением везде, в том числе и но
найдутся последователи.
В настоящее
время ужесточились правила перевозки детей. Ребенок до 14 летнего возраста
должен быть обязательно пристегнут и находиться в детском кресле, специально
оборудованном для перевозки. В зависимости от возраста детское кресло может
регулировать положение ребенка. Даже для детей грудного возраста предусмотрены
данные устройства. Так не проще ли забывать о том,
что управлять автомобилем в городе нужно так, чтобы в любой момент, в любом
месте, при любых условиях обязательно успеть затормозить. Даже перед
ВНЕЗАПНО появившимся на проезжей части пешеходом. Тем более что Правила
дорожного движения того же требуют.
И. о. инспектора по пропаганде БДД
А. П. Линок |